Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.09.2017, 03:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Посетители

счетчик посещений

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 13

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

НОВОСТИ

ВИДЕО

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Воевал в Китае

Воспоминания участника боевых действий в Китае (1950 – 1951 гг.) рядового Кардоилова Бориса Михайловича

0147

Воин-интернационалист, участник Кантоновской группировки 
Советский войск (Китай, 1950 – 1951 гг.) Б.М. Кардоилов

 

Я, Кардоилов Борис Михайлович, 1924 года рождения, был призван Майкопским военкоматом на действительную военную службу в октябре 1947 года. Служить начинал в Азербайджане – в Бакинском авиационном полку. Меня, имеющего специальность механизатора, определили в передвижную авиаремонтную мастерскую. 

В конце лета 1950 года на Бакинском аэродроме был переполох. Поступил приказ: срочно закрасить пятиконечные звёзды и советские опознавательные знаки на самолётах МИГ-15. Затем эти крылатые боевые машины мы демонтировали и погрузили на железнодорожные платформы. Нам выдали тёплое бельё, автоматы с боекомплектами, финские ножи. Мы разместились в товарных вагонах; паровоз дал гудок и повёз нас на Восток. Никто из командиров ничего не объяснил. Куда нас везут? В этом же направлении выдвинулась и эскадрилья под командованием Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба. От легендарных лётчиков мы узнали, что их авиаподразделение отправляется в Корею – там идёт война с империалистами. Наверное, и нас туда везут. Но наши пути с эскадрильей Кожедуба разошлись. Как выяснилось, ехал Бакинский авиационный полк на другую войну… 

Остановились мы на границе с Маньчжурией (провинция Китая). У нас забрали все документы, фотографии, сняли пагоны и звёздочки с головных уборов. Пересадили в тесные китайские вагоны и повезли на юго-восток. Первая остановка на родине Мао Цзэдуна была в городе Мукден (Шэньян). Кто-то рассказывал, что в 1905 году здесь русские войска доблестно сражались с японской армией. Наши воины проиграли битву, но несчётное количество самураев отправилось на тот свет… В Мукдене нас сводили в баню; выдали китайскую форму – жёсткие хлопчатобумажные гимнастёрки и огромные фуражки со смешными козырьками. Офицеров переодели в какую-то трофейную одежду: не то японскую, не то гоминьдановскую. Наутро мы снова погрузились в вагоны. Повезли нас через вею «Поднебесную», на юг, в большой город Кантон (Гуанчжоу). Недалёко было Южно-Китайское море, а в самом Кантоне протекала большая река Сицзян. 

Нас торжественно встречали китайские коммунисты. А командующий Южным фронтом КНР, некий близкий друг Мао, обратился к нам через переводчика: «Братья-товарищи! Поставьте на крыло одну эскадрилью. Предыдущей ночью Кантон бомбили американские самолёты. Ваша эскадрилья нужна для обороны города. Дадим отпор империалистам и гоминьдановским бандитам! Да здравствует Генералиссимус Сталин и Председатель Мао Цзэдун!» 

Первую ночь в Кантоне мы, конечно, не спали. Разгружали железнодорожный состав, собирали и приводили в боевую готовность реактивные самолёты. Соседи-зенитчики налаживали противоздушную оборону. Когда бомбардировщики Гоминьдана появились в небе над Кантоном, нежданно-негаданно на них обрушился зенитный огонь, а наши самолёты-перехватчики, как коршуны, набросились на американские «Москито». Тот воздушный бой противник запомнил надолго. Несколько недель авиация Чан Кайши обходила Кантон стороной. 

Перед Кантонской группировкой Советских войск стояли задачи: охрана южных границ Китайской Народной Республики, вооружённая борьба с армией Гоминьдана. Взвод, в котором я проходил службу, охранял аэродром, ремонтировал самолёты, иногда патрулировал окрестности Гуанчжоу – тамошнюю провинцию Гуандун. В нашем авиационном полку проходили лётную подготовку китайские пилоты. С ними мы очень сдружились, это были хорошие ребята. Лично я также обучал братьев-китайцев техническим премудростям авиационного дела. Правда, наши товарищи из «Поднебесной» любили полакомиться собачатиной, предлагая лучшие кусочки нам. Мы вежливо отказывались. 

Так проходили наши будни. Бакинский авиационный полк с честью выполнял интернациональный долг. Боевые вылеты сопровождались удачными атаками. А наш взвод обеспечивал первоклассное техническое обслуживание самолётов. Китайское командование было нами довольно. Я, как и многие советские военнослужащие, был награждён Почётной Грамотой КНР и медалью от «Председателя Мао». 

В декабре 1951 года небольшая группа Советских войск, в которую был и я, попала под демобилизацию. Провожал нас командующий ВВС в Китае генерал Красовский. Он нам сказал: «Вы – воины-интернационалисты. Вы будете приравнены к участникам Великой Отечественной войны. Спасибо за службу!» 

Переодели нас в старенькую советскую форму и привезли в город Чита. Там нам вернули наши документы, фотографии, вещи. В моём военном билете была сделана запись о том, что я награждён Китайской правительственной наградой, а в графе об участии в боевых действиях стояла запись: «Правительственная командировка». 

После демобилизации я приехал по комсомольской путёвке в город Гуково, работал на шахте № 3 «Октябрьская». А в 1964 году меня вызвали в Гуковский военкомат для обмена военного билета. В новом воинском документе я с удивлением обнаружил, что в нём нет записи о китайской награде и о «Правительственной командировке». Так я неожиданно выбыл из официального списка участников боевых действий. Однако навсегда остался в памяти красивый город «Поднебесной» Кантон, мирную жизнь которого в 1950 – 1951 годах мы оберегали. А также я бережно храню Почётную Грамоту КНР. А вот китайская медаль куда-то подевалась со временем…

 

P.S.

Рассказ Б М. Кардоилова записал В.Д. Разогреев. К сожалению, Борис Михайлович недавно ушёл из жизни. Так он официально и не стал ветераном боевых действий.

0148

Категория: Мои статьи | Добавил: ИСамочеляев (16.05.2014)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0